На Ладогу соло, не считая собаки

Innokenty Nesterenko
9 min readJun 29, 2017

--

Драйв, павианы и 60 часов без сна (ну почти)

Вы бывали в лесу? Все бывали! Ночевали в палатке? Не каждый пробовал, но много с кем случалось. Ок, а три дня в одиночку в лесу? На острове? Подозреваю, мало кто из читателей кивнет.

Так получилось, что недавно я взял байдарку и провел три дня в ладожских шхерах один, при этом почти без сна — это рассказ с картинками про мою вылазку.

1:57 в шхерах. Все картинки из поста сняты в этой поездке.

Конечно, это была не первая моя поездка в лес. Я научился управляться с байдаркой в 8 лет — спасибо родителям, которые каждое лето вывозили нас с братом на северные озера. С тех пор и примерно до 34 лет не было года, чтобы я не выбрался на Ладогу, Онежское озеро или куда-нибудь еще на большую воду. Параллельно я оттрубил примерно 10 сезонов в археологических экспедициях. Иногда проводил в палатке до 3 месяцев в году.

А еще я увлекаюсь фотографией. Для меня любой лес, горы или
озера — это сюжет.

Последнее время жизнь сильно поменялась. Сначала появился пес, а через полгода родилась дочка. Грудной ребенок — это круглосуточная работа (я как-то написал об этом популярный пост про календарь молодого отца), а кроме того, у Ани были проблемы со здоровьем, поэтому забот у нас с Женей было даже больше, чем у обычных родителей. Нам повезло, Аня пошла на поправку. Но сам я очень устал, скис и разъелся (о том, как я разобрался с лишним весом, рассказано в заметке про скандинавскую ходьбу).

В июне 2017 Женя с Аней поехали на море, а я с Джоком остался в Питере. У меня была в запасе пара дней отпуска. Я решил потратить их на то, чтобы впервые за несколько лет отправиться в лес. Мы со старым другом Пашей должны были взять байдарку в упаковке, кинуть ее в машину, в пятницу утром приехать на север Ладоги, собрать лодку и отправиться до понедельника в шхеры.

Был разгар июня, а это значит, что режимный (интересный, говоря человеческим языком) свет длится с 8 вечера до 5 утра. Я планировал съемку, выбирая козырные точки и медитируя над графиком восхода луны.

Район, где я хотел поснимать

В среду вечером Паша заболел — нос, горло, температура. Никаких лодок и ветра с дождем, конечно. Я сидел над списком еды и графиком съемок, чувствуя, как затея рассыпается.

Оставалось два варианта:

  • Поехать на машине вдоль берега, выходить на пейзажные точки пешком;
  • Каким-то образом притащить лодку и пса на Ладогу, пойти одному на большую воду.

Обсудив варианты с родичами и друзьями, я все-таки решил идти на воду. За вечер после работы я добыл багажник на крышу машины. Брат помог мне поставить на него деревянную опору, к полуночи мы погрузили лодку в сборе. К трем ночи я собрался, в 8 утра стартовал в сторону Лахденпохьи.

Стропы гудели, на 100 км/ч машину переставляло ветром, но главное — я ехал.

На воде меня сразу накрыло ощущением свободы и счастья — как вообще я мог думать о чем-то еще! Якимварский залив привычно встретил ветром в морду. На выходе ветер стих — только едва шевелился из стороны в сторону.

В редкие дни, когда на Ладоге тепло, такой легкий ветер приносит то жар и запах смолы от нагретых скал, то волны ледяного воздуха с большой воды. Это успокаивает, прям спа. Не замечаешь, как лицо обгорает до волдырей — поверхность озера отражает и усиливает солнце. Вот тебе и север!

Через 13 километров я нашел симпатичный маленький остров.

Быт: вынуть лодку (30 кг) подальше от воды, поставить палатку, сделать перекус на бензиновой горелке — костер одинокому путешественнику ни к чему — разложить спальник, закинуть барахло в палатку. Все, можно снимать.

Режим съемки получился примерно таким, как я и ожидал:

  • 19:00‒21:00 — золотой закат, длинные тени. Затем солнце уходит за деревья;
  • 21:00‒00:00 — синие сумерки;
  • 00:00‒01:00 — час сна;
  • 01:00‒2:30 — ночная съемка. В 01:15 восходит луна, ее интересно снимать минут 15, а потом можно продолжить съемку в предрассветных сумерках;
  • 2:30‒3:10–40 минут сна;
  • 3:10‒5:00 — утренняя съемка. В 03:15 рассвет, солнце появляется из-за леса в 3:40, а дальше можно снимать до 05:00.
  • 5:00‒5:30 — перекус;
  • 5–30‒8:30 — три часа сна. После этого уже так светит солнце, что спать невозможно, да и я вообще встаю рано. Свет уже не пейзажный.

Да, а что же собака? Джок никогда раньше не бывал в байдарке. Сначала он заинтересовался водой, но потом разочаровался в лодках.

Когда я начинал собирать вещи около лодки, он убегал подальше и следил за погрузкой так, будто это его не касается. Приходилось приносить его на руках.

В остальное время он следовал за мной неусыпно и вел себя как жена фотографа: сердился, если я подходил близко к обрыву, ворчал, когда я долго торчал над одной композицией, а также строил кислую мину — ведь я снимал какие-то камни, а не его, красавца и умницу.

Во время особенно медленной ночной съемки он ухитрялся намять лежку во мху и вздремнуть между выдержками (так жены фотографов не умеют).

На второй день, усадив пса в лодку, я отчалил в 11:45. Днем искал следующую точку, нарезав километров 19 вдоль берега.

Снова жарило солнце — на лбу ожог до крови, который я почувствовал только вечером, нагнувшись над горелкой.

Около 16 нашел новую стоянку на о. Юкансаари. Поставил лагерь, пообедал, вырубился подремать в тени на полчаса. Проснулся от раскатов грома. Вы наверняка слышали, что на Ладоге погода меняется моментально — это не сказки. От голубого неба до грозы со шквалом прошло минут сорок. Было-стало выглядит примерно так:

Облачка, мир, пастораль
Опаньки

Через часок снова вышло солнце, дожди ушли к горизонту. Как по заказу загорелась радуга. Началась следующая съемка до утра.

В первый вечер я стоял около птичьего базара. Чайки не затыкаются никогда. Теоретически в три утра во время штиля слышно писк комара, капли с весла и даже стук сердца. Посмотрите на картинку — тишина же, да?

2:10

На самом деле гвалт стоял нешуточный:

— Подвинься!
— Сам подвинься!
— Какой козел насрал мне на голову?!
— От летучего козла слышу!
— Эй!
— Что эй?
— Да там какой-то мудак со штативом!
— Точно, мудак!
— Мудак, ребзя!
— Мудак!
— Где мудак?
— Э, кто опять насрал мне на голову?!

Короче, чайки меня порядком утомили.

Но это ничто по сравнению с соотечественниками. На второй день случилась суббота, поэтому на острова приехали отдыхающие на моторках.

Меня, как вы уже поняли, от ладожских видов охватывает экстаз и деперсонализация.

Соотечественники тоже ошалели от просторов природы, пришли в восторг и начали транслировать свое восхищение:

— Пиздааа!
— Наааахуууй!
— Ебааать, бухааааем!
— Ёманарот!

Эхо на воде между скал нешуточное, ребята кричали изо всех сил, поэтому радостные клики легко пролетали километр-другой. Это был не разовый йодль, а песнь песней в четырех актах с антрактом — длилась она примерно до 11 вечера, пока мотористов не сморил наконец алкоголь.

Наступили сумерки. На небе загорелись огни. Над водой появились туманы.

Они выползали змеями из-за мысов и поднимались все выше, доходя иногда до края 25 метровых скал.

Снова встала луна. Север начал розоветь, стало совсем тихо, а потом из-за скал появился краешек солнца. Проснулись птицы, волна света и тепла залила все вокруг. Золотые блики от поверхности воды побежали по скалам вверх. Каждая паутинка — алмазный мост, каждая лужица на граните — океан, каждый пучок мха — вековечный лес. «Я» исчезает, остается только свет, счастье и красота.

4:40

Через час солнце встало повыше, свет стал жестким, день зашумел — иллюзия исчезла до завтра.

Шатаясь от усталости — вторую ночь скакал по скалам, как горный баран — и сенсорной перегрузки, я выпил холодной воды из озера и упал спать. Через три часа меня подорвало снова. Уже без спешки я сделал кофе, выпил, потом молча сидел, глядя на бухту и острова, считал дыхание — вдох-выдох, вдох-выдох, ни мыслей, ни забот, чистая сила момента.

Спустя полчаса на соседнем острове проснулись мои павианы:

— Ой ебааааать!

Я ухмыльнулся, встал и начал собирать палатку. Этих двух ночей на большой воде мне хватит еще надолго. На обратном пути Якимварский залив снова выдал мне ветер в лицо, волну с барашками и 10 видов дождя.

Все правильно, опыт не должен доставаться легко.

Для меня шхеры белой ночью — это легальные наркотики. Это одновременно спиды — можно сутками не спать и быть очень, очень активным. А еще это психоделики — из-за удивительного воздействия на эго и просто из-за бьющей через край красоты.

Кстати говоря, если вы в приятной компании, то это еще и эмпатогены одновременно с афродизиаками. Можно сутками напролет фотографировать, а можно любить ближнего своего.

За эти две ночи и три дня я будто прожил целое счастливое лето. Не могу сказать, что получил ответы на все вопросы. Но чувствую, что хочется действовать, хочется работать, хочется писать. Заново открыть личный блог (✔, перед вами), готовить профессиональные тексты, хочется запустить давно задуманный видеоканал и даже фигачить кулинарные заметки. Уезжал я совершенно в другом настроении.

Было-стало

Могу ли я рекомендовать этот опыт всем? Едва ли. Лесной быт, не говоря уже о лодках и ветре в морду, может быть довольно запарным для начинающих — никакого переключения не получится.

Я рекомендую два более общих эксперимента:

1) Попробуйте съездить в короткую поездку в одиночку. Можно отправиться в другую страну, можно сгонять в соседний город или обстоятельно прокатиться на велике — только с условием, что обойдетесь без общения с кем либо и будете воспринимать других людей как явление природы (см. про павианов). Можно просто посмотреть хорошее кино без компании.

Новые впечатления, которые вы не сможете немедленно обсудить и заболтать, будут восприниматься острее и переживаться интереснее. Это полезно как пища для ума.

2) Вспомните, где вам было хорошо в детстве и в юности. Съездите туда ненадолго. Заряд счастья обеспечен, пусть даже вы обгорите и будете выглядеть как упоротая панда.

Спасибо, что прочитали про мой соло-эксперимент. Если вас порадовала заметка, не забудьте нажать на зеленые ладошки внизу .

Если хотите, на мои посты можно подписаться тут или (лучше) через рассылку. Вот тут лежит форма подписки на рассылку.

P.S. А если вам понравились фотографии из поста, стучитесь здесь или в FB, напечатаю за скромное бабло.

--

--

Innokenty Nesterenko

Учусь сам, делюсь рецептами. Пишу про маркетинг https://kenest.com